an abandoned village becomes nearer... (for us at least)

 

 

  

  There are many localities in Abkhazia, whose relations with the local "Big World" are still too difficult and dependent (Awadhara, Upper Kodor a. s. o.) from a current season. The heat of the summer 2010 has provoked a wish in us (perhaps due to a good occasion), to hire an airplane and move to one of abandoned mountain villages, Pskhu, to seek some shadow in its woods and some coolness in its creeks. 

  The whole distance is not big at all, entirely about 40 kilometers and the price of airplane (old An-2, carrying max. 10 persons) hiring is Rb 13.500 pro flight, or about $450, what is too expensive for the majority of village inhabitants . They prefer moving with occasional cars and own off-road vehicles (who could possess such ones) - that is almost twice cheaper. 

 

________________________________________________

 

 

 

pskhou village from the skies   В Абхазии есть места, транспортная связь которых с "большой землёй" затруднена большую часть года. Село Псху на реке Бзыбь, находящееся в закрытой горной котловине - типичный пример. О месте этом даже в Сухуме, всего за каких-то 40 километров по прямой, говорят как о некоей далёкой достопримечательности, овеянной всякими таинственными легендами. Немногие из сухумчан могут похвастаться, что бывали там. В старые добрые годы туда был каждодневный рейс из сухумского аэропорта на кукурузнике Ан-2 за три рубля. На нём и доставляли селяне свои товары - в основном мёд и сыр - на городской рынок. На нём прилетали и многочисленные любители походить по горам с рюкзаком за плечами. После потрясших Кавказ конфликтов и войн число последних сошло практически на нет, а селянам летать на аэроплане стало просто не по карману.

 

  С самим аэропланом, правда, ничего не случилось, и он готов хоть сейчас перемахнуть через перевал Доу. Кондовая советская конструкция начала шестидесятых классно исполняет роль такси по заказу. Тариф растёт вместе с благосостоянием народа на "большой земле". Сегодняшний его размер - 13500 руб./полёт.

 

  Оказия "упасть на хвост" (не станем называть спонсоров) и полететь пришла как нельзя кстати. Установившаяся липкая жара на побережье вызвала желание побродить по тенистым лесам и попить животворно-прохладной воды из родников. А заодно взглянуть на одно из семи святилищ Абхазии - Инал-кубу.

 

  

 

 

flight to pskhu village

 

 

 

airport in pskhou   What take the village people to the market with cars and vehicles? Mostly honey and cheese. The first is produced by a unique kind of bees, namely Abkhaz Bee. The second is a specialty too, because Pskhu grasses, food for local cows and goats, bring an unique flavour to cheese. Despite a relatively small distance dividing Sukhum and Pskhu, too few citizens have ever visited it, though many of them have a dream to do once a trip to the village. There lies also one of seven Abkhaz sanctuaries - Inal Grave.

 

  Today's small (ca. 180 persons) village population is composed almost fully of Russians. The contemporary people have settled in the locality at the beginning of 20th century, mostly as refugees or seekers of a 'place to hide'. Until 1864, there lived autochthon Abkhaz/Abaza tribe of Pskhou, counted by neighbours as terrible, mainly practiced robbery and pirate attacks for its own surviving.

 

Remark by the way 

The way of life of Circassian and Abkhazian population in 1830s is vividly described in Theodore (Fyodor) Thornau's autobiographical book named Memories Of A Caucasian Officer now available in Russian here.

 

  The czarist military forces, completing the Caucasus conquest right here, have expelled them (predominantly Moslems) to Islamic Turkey (more than 4000 persons), because they have not agreed to follow an alternative way (proposed by Russian authorities) - to move to the flat regions of neighboring Kuban Land.

 

 

________________________________________________

 

 

 

vladimir postupaev, teacher  О современном состоянии села мы узнали в основном из бесед с учителем истории местной школы Владимиром Поступаевым. Сперва он согласился показать нам одну из местных достопримечательностей - развалины старинной крепости, но в ходе экскурсии ответил на массу наших вопросов, касающихся сторон местной жизни. Сам Владмиир Александрович, хоть и старожил села - но приезжий, из Подмосковья. "Знаете, я не выезжал из Псху в Сухум уже лет 20, - говорит он, - просто потому, что особых дел там нету". Зарплата у него "около трёх тысяч", на неё только немного можно купить в местном магазине, где цены, по его выражению, "наверняка в два раза выше, чем в городе". А поездка в город обойдётся в три его зарплаты. Особо не разъездишься. Российскую пенсию по его поручению в городе никак не могут оформить.

 

 

 

map click to enlarge  About the contemporary village life we learned from the narrations of the local school's teacher, Mr. Vladimir Postupaev. Aged about 68, he teaches history, biology and Russian language. First he agreed only to show us the ruins of an ancient fortress, but during the excursion answered a lot of questions we avidly asked concerning the history and present times of Pskhu. The amount of pupils is actually 30, aged from 6 to 17. Only one mate of 11th class "graduated" last year from the school, Mr. Postupaev said. The teacher himself is not native Pskhuvian, he came as youth 1955 with the parents, both teachers too, from Podmoskovie (i.e. from a small town near Moscow) here. The salary he earns now for his job is about Rb3000 pro month (about $100). It's too few, the wares in an only village shop are twice more expensive than on the shore. "I didn't come already 20 years to the city (Sukhum), since USSR was destroyed", the old man says. In fact, having no money, it's nothing to do in the city...  

 

 

 

pskhou village boy  В школе селения Псху нынче числится 30 учащихся - от первого до одиннадцатого класса. В этом году стали достраивать обветшалое здание. Осторожно спрашиваем насчёт интернета. "Слышал (грустно улыбается), но не могу представить себе, что это такое." От двух библиотек, некогда существовавших в посёлке, ничего не осталось. Так, привозят типовые учебники - по ним и учатся.

 

  Впрочем, чтобы жить здесь, особого образования и не нужно. Большинство живёт натуральным хозяйством - по принципу "всё своё". Многие имеют пасеки. Скот на корма выгоняют на луга Грибзы и Санчары. "Нам самим вывозить мёд на продажу и не приходится, - говорит симпатичная молодая хозяйка одного из домов на улице Псху, - приезжим людям всё распродаём". Действительно, на улице можно встретить довольно "не местно" выглядящих людей. При расспросе выясняется, что приехали, мол, "к родственникам погостить". Мёд действительно необыкновенно вкусный, местная spécialité de la maison.

 

 

 

wooden belfry   Утром просыпаешься под ненавязчивый звон колоколов. Колокола звонят с избы-молельни, где они привешены на перекладине заднего крыльца, обращённого к заросшему загадочному каменному кургану неподалёку от избы. По словам нашего историка Владимира Поступаева, кургану несколько тысяч лет. Учитель показывает нам остатки мегалита-дольмена в кустах возле кургана. Место явно сакральное - наверное, оттого и церковь с колоколами рядом устроили. Впрочем, большим крестом отмечена и естественная купель, кристально-прозрачная, под горой Святой возле хутора Санчара (ударение местные делают на первом слоге). К хутору от псхувского "бродвея" идти больше часа по разъезженной дороге в удивительно красивом лесу, вдоль чистейшей речки Ахей. Над купелью в лесу взмывает разломанная гора - Святая, которая ещё числится одним из семи святилищ абхазов. Святая иначе называется Инал-куба. По преданию, в ней покоится прах родоначальника многих кавказских княжеских фамилий - Инала Кармоко.

 

 

  It was a time when the Sukhum authorities proposed to install a cellular mobile station to make possible the relations with the great world. The equipment must have been delivered as a Moscow 'humanitarian aid'. But the village inhabitants have then rejected it recalling a gossip that "the station radiation will damage the bees to gather honey". A while later they have revised their decision, but the 'humanitarian' money were already hopelessly 'dissipated'. With the too expensive air transportation and absence of mobile communication remains the life of Pskuvians hard enough. In the morning we have had to fly back, a man with a grave stomach disease must have been transported in Sukhum city hospital along with us. But he has dead right before the airplane arrived...   

 

 

 

 

слетали на псху

 

 

 

 

bath on bzybe river  Население Псху в наши дни практически полностью русское. Разговор "правильный", чуть с "хохляцким" "г", приблизительно, как в воронежских деревнях. Бросается в глаза некоторая набожность - неудивительно, поскольку места здесь сами "от бога". Православные приходы до сих пор разделяются на  "московский" и "зарубежной церкви" - видимо, ещё со времён гражданской войны, когда в эти места бежали члены "белого воинства". Хотя, как говорит учитель Владимир Поступаев, "они (церкви) всё равно, вроде как, объединились".

 

 

wood in pskhou  Лес из буков и каштана приятный, прохладный и чистый. Тропы между хуторами (с чудными именами - Серебряный, Ригза) тут и там; попадётся навстречу человек - поздороваешься и идёшь дальше. Стоит чуть притомиться на тропе - вот тебе чистый ручей или родник. Один из них поправляет молодой человек в монашеской рясе и косичкой на голове - инок Диомид (так представился). Попробуйте, мол, это железистая вода, очень полезная. Камни на дне родника действительно рыжие, из-под них поднимается столбик пузырьков газа.

 

________________________________________________

 

 

audio  

 

В 4-хминутном мп3-файле (mp3 224 kbps, 6mb, stereo) - аудиозарисовка о посещении Псху.

 

________________________________________________

 

 

 

boy looking  Ночью село освещено яркими уличными фонарями дневного света - возле Санчары действует небольшая ГЭС, от которой частично по деревьям, частично по столбам свет идёт к "главной улице" и потом попадает в остальные хутора местности. Поэтому и есть возможность смротреть ТВ по спутниковому тюнеру. Людей, интересующихся радио и могущих организовать местную FM-ретрансляцию - не встретилось. Конечно, и со связью с внешним миром в местности проблемы - она пока возможна исключительно по радиотелефону. Говорят, некоторое время назад от имени Лужкова или ещё кого-то предлагали поставить спутниковую станцию для сотовой связи - в качестве единовременной "гуманитарной помощи". Однако бедные  жители сперва запротестовали - кто-то сказанул, что пчёлы в околотке могут погибнуть от излучения, пролетая мимо "тарелки". Разбирались-разбирались, правда это или нет, пока надумали - ладно, давайте, мол, ставьте тарелку - гуманитарные средства уже "растворились"... Так что сотовая связь наверное ещё долго не будет доступна - кому из "операторов" охота будет обслуживать сотню сельчан в отгороженном высокими горами околотке! Вроде как не в Швейцарии живём... 

 

  "Кто-нибудь из 'отцов' Абхазии посещал Псху?" "Да нет, ни Ардзинба, ни Багапш не были." Практически мало что перепадает бедному околотку из пресловутой московской "помощи соотечественникам". Так, раз в год приедет "на пикник" какая-нибудь делегация, да подкинет что. Наш учитель Владимир не получает российскую пенсию... В посёлке всего один "фельдшер" - женщина, которая "делает уколы". Получить неотложную медицинскую помощь не от кого. Когда мы улетали назад в Сухум,  нашим рейсом попросили отправить в горбольницу человека в тяжёлом состоянии, типа прободной язвы, но к моменту отлёта он уже, как оказалось, умер.

 

 

________________________________________________

 

 

  Благодарность за содействие в подготовке материалов - нашим партнёрам: британскому благотворительному фонду Conciliation Resources и Голосу России.   = Август 2010

 

 

________________________________________________

 

 

radio soma 107.9 fm sukhumi

 

 

radio soma: the first free fm radio in abkhazia